Деловое общение – важная составляющая любого бизнеса. И руководитель, который дорожит репутацией своего предприятия, утвердит в своем коллективе деловой кодекс, содержащий стандарты поведения при общении с начальством и сотрудниками. Существует три категории делового общения.
Психологические основы делового общения
- «Подчиненный-руководитель»
В начале работы на предприятии нужно выработать такую норму поведения по отношению к своему руководителю, чтобы сделать последнего своим союзником. Иначе можно сделать его врагом. Каждому начальнику требуется поддержка в создании нормальной атмосферы в коллективе. Помогите ему в этом.
Если у вас есть какие-либо свои предложения или замечания по работе, тактично выскажите их. Но никогда не навязывайте свое мнение. И не обращайтесь без ведома своего непосредственного начальства к стоящему рангом выше. Запомните, что постоянное поддакивание надоедает любому руководителю, а вечное несогласие – раздражает. Никогда нельзя менять свои принципы.
- «Руководитель-подчиненный»
Атмосфера в коллективе сильно зависит от поведения начальника со своими подчиненными. Нужно четко показать, какие действия подчиненных желательны, а какие – не приветствуются. Если кто-то из служащих не выполнил распоряжение, то нужно обязательно сделать замечание, иначе дисциплина постепенно подорвется. Критиковать нужно именно поступки подчиненного, а не его личность. В личную жизнь работников влезать не стоит.
Если ситуация вышла из-под контроля, ни в коем случае нельзя это показывать коллективу. В вознаграждениях нужно быть справедливым. Причем поощрения должны быть не только материальными, но и моральными.
- «Между сотрудниками»
Общение с равными по рангу сотрудниками тоже довольно не простое дело. Ведь именно они являются конкурентами в продвижении по служебной лестнице. И именно они ваши ближайшие коллеги, принадлежащие к одной с вами команде. Всегда относитесь к своим сотрудникам с уважением, в то же время, разделяя обязанности и ответственность в выполнении корпоративной работы. Никогда не обещайте того, чего не сможете сделать, и не лезьте с расспросами о личной жизни.