Повысить рентабельность универсальных магазинов можно следующими путями: уменьшить расходы на содержание персонала с введением предварительного отбора (обувь), свободного отбора (одежда) или самообслуживания (например, хоз. товары); часть площадей отдать под отдел непосредственного производителя товара, часть — иностранному производителю (косметика, электробытовые товары, радиотехника и т. п.); расширить ассортимент (некоторые отечественные универмаги организуют новые секции товаров, пользующихся повышенным спросом (автозапчасти, товары для досуга), а также отделы продовольственных товаров там, где раньше не было; предложить ассортимент особо модных и изысканных товаров иногда одного производителя или фирмы.
Например, в продуктовых «Универсамах» практикуется создание дополнительно отделов промышленных товаров для более рационального использования площадей. Чтобы максимально облегчить покупателю поиск товара в универмаге, следует продуманно разместить у входа общий перечень секций и отделов с указанием этажа или же схему расположения секций и отделов, если планировка магазина довольно сложна. Специализированные магазины. Имеются в виду магазины «Овощи-Фрукты», «Булочная-кондитерская», «Мужская одежда», «Обувь» и т. д. Как правило, персонал специализированных магазинов отличает хорошая подготовленность.
Здесь основной упор необходимо делать на быстрое обслуживание покупателей. Лучшая реклама таких магазинов — устойчивый ассортимент товаров с учетом специализации магазина. Следите за пополнением ассортимента. При появлении у конкурента более качественного товара или более широкого и дешевого ассортимента вы сильно рискуете потерять часть своих покупателей.