Пиарщикам часто задают вопрос: «А чем твоя работа отличается от маркетолога?». Давайте рассмотрим описание каждого аспекта работы обоих направлений.
Активность.
Маркетинг — это продвижение, реклама и работа с клиентами. То есть маркетинг нацелен на повышение уровня продаж. PR — это репутационный менеджмент через позитивное освещение в медиа и коммуникации с лидерами мнений, партнерами и другими влиятельными игроками.
Целевая аудитория.
Маркетинг направлен на конечного потребителя — действительных и потенциальных клиентов. Задача PR — поддерживать позитивные отношения со всеми, кто заинтересован в компании или бренде. Аудитория PR шире — от СМИ, инвесторов и партнеров к конечному потребителю.
Цели.
Цель маркетинга — достучаться до клиента и заставить его думать о продукте или услуге, или приобрести их. Цель PR — продать впечатление о компании или бренде. С помощью маркетинга достигают прямой выгоды (прибыли), тогда как с помощью PR — положительной репутации.
Особенности коммуникации.
Сообщения через PR-каналы (статьи, спикеры, блогеры) воспринимаются пользователями более спокойно и как источник надежной объективной мысли. Средства маркетинга — это реклама, акции, скидки и тому подобное. Пользователи сразу понимают, что такая активность направлена на повышение продаж.
ROI.
Маркетинг, как правило, определяется как бизнес-инвестиция. Эффективность маркетинга легко мониторить и высчитывать. В случае с PR — просчитать ROI сложнее, ведь, в отличие от уровня продаж, позитивное восприятие или изменение убеждений отразить труднее.
Срок действия.
Если говорить о продолжительности эффекта от маркетинга, то он недолгий. А эффект от PR дает преимущества на длительный период. Это инвестиция на перспективу, благодаря которой компания обеспечивает себе успех в будущем.
Как насчет цифрового маркетинга и PR?
Так же, как и с традиционными каналами, цифровой маркетинг — SMM, E-mail, приложения и т.д. — направлены на повышение спроса на товар или услугу. Цифровой PR — это тоже репутационный менеджмент, но с фокусом на социальные медиа.