Соперничество между людьми за право быть первыми было всегда, а вот понятие конкуренции появилось в конце двадцатых годов, когда стали развиваться бизнес и различные сферы производства. Суть конкуренции заключается в том, чтобы вовремя учесть все условия рынка для максимального функционала экономической сферы деятельности одного предприятия в сравнении с другим аналогичным. С экономической точки зрения конкуренция определяется, как:
— уровень соперничества предприятий между собой на определенном сегменте рынка;
— элемент рыночной системы, который самостоятельно регулируется;
— показатель, определяющий тип отраслевого рынка.
В чем проявляется конкуренция у компаний? Две компании, предлагающие на одном рынке сбыта аналогичную продукцию, неизбежно сталкиваются с понятием конкуренции или борьбы за «место под солнцем». Так случается из-за невозможности получить контроль над всем рыночным сегментом сбыта, так как есть другие компании, которые также предлагают свою продукцию. Чтобы предприятие было максимально рентабельным, руководством разрабатываются различные планы и стратегии по экономическому развитию.
Чтобы достичь определенного превосходства над аналогичной компанией нужно разработать стратегию конкуренции, цель которой завладеть большим рынком сбыта и предлагать большее количество товара, пользующегося спросом у потребителя, чем конкурент. Различают следующие стратегии, которые разрабатываются на основе внутренних особенностей предприятия, его сферы деятельности и «климата» на рынке:
— стратегия лидерства по издержкам – стремление компании получить меньшие затраты на производство предлагаемой на рынке продукции, чем у конкурента;
— стратегия широкой дифференциации – позволяет компании предлагать продукцию высшего качества, обладающей большим спектром применения у потребителей, чем аналогичные товары у конкурентов;
— стратегия оптимальных издержек – предложение потребителю товара высокого качества по оптимальной для него стоимости.
Совершенная и несовершенная конкуренция
Также конкуренция бывает несовершенной и совершенной. Несовершенная конкуренция выражается в монополистической конкуренции, олигополии и полной монополии. Совершенная же конкуренция существует на том сегменте рынка, где работают множество мелких продавцов товаров и их покупателей, которые в конечном итоге не в силах повлиять на окончательную стоимость предлагаемой продукции. Так происходит из-за ряда условий, а именно:
— наличия на одной территории большого количества производителей и потребителей продукции;
— предлагаемый потребителю продукт одной компании идентичен товару другой, поэтому у покупателя есть возможность выбирать любого продавца;
— невозможности контролировать ценовую политику рынка, как над себестоимостью самого продукта, так и над объемами его купли-продажи.
Отсюда и возникает основной признак конкуренции – наличие на одном рынке сбыта пары аналогичных предприятий с «похожим» товаром. Как развивается конкуренция? На сегодняшний день конкуренция носит масштабный характер. Чтобы увлечь потребителя и увеличить площадь занимаемого рыночного пространства, предприятия прибегают к различным видам рекламы, новым технологиям производства продукции и другим методам.