Организация — это процесс создания структуры предприятия, которая дает людям возможность работать вместе для достижения своих целей. Организации, которые участвуют в оказании медицинской помощи, принадлежат поставщикам услуг и потребителям, их основной целью является улучшение здоровья человека и общества. Технология, необходимая для достижения этой благородной цели, связана с законодательством, правилами, профессионализмом, инструментами, лекарствами, вакцинами, образованием и другими формами профилактического или лечебного вмешательства.
Содержание материала: |
Аспекты процесса организации
Есть два основных аспекта процесса организации:
- Организационная структура;
- Организационные принципы, взаимосвязь полномочий.
Итак, задача менеджера — выбрать структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам, а также внешней среде организации. Согласно классической теории, структура организации должна формироваться сверху вниз. Вначале менеджеры должны разделить организацию на более широкие сферы, а затем поставить более или менее фиксированные цели.
Таким образом, последовательность действий выглядит следующим образом:
- Разделение организации по горизонтали на широкие сферы;
- Установление соотношения между полномочиями разных функций;
- Определение сервисных обязательств.
Важно понимать, что структура, возникающая в результате организационной обработки, не является фиксированной стабильной формой. Поскольку организационные структуры основаны на планах, существенные изменения плана могут потребовать изменения структур.
Структура организации
Структура организации может быть формальной (установленная структура), естественной (группы, отражающие общие интересы, такие как общественные организации) или открытой (независимые системы, которые саморегулируются в процессе достижения целей, используя материалы, энергию и информацию).
Формальные организационные системы — это социальные единицы, хорошо структурированные в соответствии с целью организации. Природные системы являются менее структурированными единицами, в которых участники сотрудничают для достижения общих целей, определенных организацией. Открытые системы являются элементами организации коалиций партнеров для достижения общих целей. Социальная структура организации включает в себя ценности, нормы и роли, которые определяют поведение партнеров.
Видео: Формирование структуры организации
Государственные, коммерческие и сервисные организации, включая систему здравоохранения, нуждаются в хорошо продуманной структуре для функционирования. Организационная структура должна соответствовать размеру и сложности желаемого объекта и предлагаемых целей. Структура организации представляет собой способ разделения общей деятельности на цели и их координации. Основными организационными моделями, которые не являются взаимоисключающими, но дополняют друг друга, являются модель пирамиды и структура сети. Пирамидальная модель основана на иерархии лидерства, в которой каждый играет свою четко определенную роль. Организация с матричной или сетевой структурой объединяет всех специалистов или техников для работы над определенной программой или проектом.
Как уже упоминалось, организационные структуры могут быть классифицированы на 2 большие группы: бюрократическая (пирамидальная модель) и адаптивная (сетевая структура).
Бюрократическая структура может быть:
- Линейный;
- Функциональная;
- Смешанные.
Адаптивная структура относится к:
- Структура комитета — орган коллективного управления (комиссия, совет);
- Матричная структура — работник или специалист подчиняется двум и более руководителям;
- Программная структура состоит из специалистов нескольких разделов для достижения цели.
Иерархически линейная структура основана на соблюдении трех принципов:
- Принцип иерархии (человек занимает строго отграниченное место в соответствующей структуре; подчинение точно установлено);
- Принцип разделения труда (указаны операции и виды деятельности, которые должны быть выполнены);
- Принцип постоянства (связи между участниками, однажды зафиксированные, стремятся к стабильности, постоянству во времени).
Поэтому лидер имеет полную власть над своими подчиненными, отвечая за все, что происходит в возглавляемой им группе. Эта организационная модель была заимствована из организаций военного типа. Основная проблема, которая возникает, заключается в количестве ссылок (иерархических уровней), которые должна содержать рассматриваемая организационная цепочка. На практике существуют двухуровневые, трехуровневые и многоуровневые организации.
Преимущества этого типа структуры:
- простота (из которой вытекает экономика);
- высокая стабильность звеньев цепи;
- скорость принятия решений и контроля;
- уникальное управление на основе прямого общения;
- ожидаемое знание обязательств, вознаграждений, связей между людьми, которые обладают определенной стабильностью и способствуют увеличению привязанности к организации.
Недостатки возникают из-за длины иерархической линии; когда это достаточно долго, возникают благоприятные условия для нарушения процесса общения. Таким образом, могут возникнуть ошибки передачи или приема, потеря информации и, особенно, время. Эти структуры имеют пирамидальную форму, которая включает в себя большую группу людей на исполнительных ступенях и относительно небольшую группу на вершине пирамиды.
Функциональная структура организации
Функциональная структура — это тип организационной структуры, которая начинается не с человека, а с различных функций, которые она будет выполнять, или с операций, которые подразумевает определенный производственный процесс. Ранее было замечено, что в линейных структурах подчиненный получает приказы только от одного начальника, который может выполнять несколько функций одновременно. Но Ф. Тейлор говорит, что это невозможно в определенных типах организаций, потому что есть много функций, которые не могут быть выполнены с максимальной эффективностью только одним человеком.
В своем документе научное управление Тейлора утверждало, что на промышленном предприятии важны восемь функций: обеспечение дисциплины, расчет времени, обучение, расчет оплаты, поддержание, контроль, регулирование и продвижение. На самом деле эти функции действуют не только в организациях промышленного типа. Эта структура ограничивает количество промежуточных ссылок по вертикали, иерархически, вместо этого умножает их по горизонтали. Этот тип структуры применим только в небольших организациях или с высокой степенью технической сложности, которые позволяют подразделить задачи и где они очень четко определены и разграничены.
Смешанная структура включает в себя, с одной стороны, иерархические сервисы, которые имеют основную задачу принятия решений, следят за их исполнением и несут ответственность за управление, а с другой стороны, функциональные сервисы, основной задачей которых является сбор, анализ и интерпретация информации. они, подготовка решений. Смешанные структуры являются наиболее распространенными в общественных организациях.
В настоящее время во всем мире предпринимаются усилия по преодолению трудностей трех типов организационных структур путем смещения акцента на другие элементы. Если в первом типе упор делался на индивида, на отношения власти между руководителями и подчиненными, если во втором типе упор делался на функциях индивида, если в третьем типе упор делался на комбинации первых двух систем, сегодня некоторые авторы испытывают искушение. подчеркнуть рабочую группу, мотивационные факторы, которые приводят рабочие группы в движение. С этой точки зрения нам представляется организационная структура, предложенная
Реннис Ликерт, который можно назвать наложенной структурой или, более конкретно, структурой, основанной на частично перекрывающихся группах. Ликкерт предлагает не только способ организации, но даже формулировку теории организации и лидерства. Он считает, что эффективность организаций будет реализована в значительной степени, если акцент будет сделан на мотивацию сотрудников. Речь идет о мотивации их за счет лучшего и более эффективного структурирования групповых отношений, путем выделения поведения, которое позволяет людям чувствовать себя ценными в организациях. Кроме того, Ликкерт обрисовывает в общих чертах организационную структуру, основанную на принципе групповой связи между ними, на разных иерархических уровнях. Другим критерием классификации функциональных структур будет степень централизации. Существует классическая пирамидальная модель, но в последние годы наблюдается тенденция ее адаптации и даже модификации самой конфигурации. На уровне медицинских организаций наиболее распространенными являются кластеры этого типа. Их главная особенность в том, что они состоят из команд. Каждая команда имеет право принимать решения в своей сфере деятельности.
Структуры, описанные до настоящего времени, могут быть отнесены к категории так называемых формальных или официальных структур, навязываемых законами, нормативными актами, которые индивид находит по прибытии в организацию, которые он должен знать и строго соблюдать. , Это те, с помощью которых власть узаконена и институционализирована, что обеспечивает приверженность отдельных лиц группе, дисциплине в организации. Их нарушение приводит к применению системы наказаний. На практике формальная структура организации представлена организационной структурой. С помощью графических элементов он воспроизводит всю организацию соответствующего подразделения, как структурно, так и функционально. Хендерсон и Хасс определяют организационную структуру как «модель отношений, ответственности и власти.