Эйчар-менеджмент в условиях дефицита профессионалов на рынке труда становится одним из главных факторов успеха организации. Резюмируя мнения руководителей предприятий и консалтинговых центров, можно выделить основные компетенции эйчар-менеджера. Ориентированность на внутреннего клиента, или стремление точно и своевременно выполнить заказ руководителя компании или линейного подразделения. Эта компетенция включает в себя знание стратегии компании и специфики бизнеса, а также потребности в сотрудниках, способных эффективно решать определенные задачи.
Отличные коммуникативные способности также включаются в список наиболее важных компетенций. Эйчар-менеджер должен уметь четко формулировать вопросы на собеседованиях при подборе кадров, аргументировать свою точку зрения, участвовать в групповых дискуссиях. Эйчар-менеджер, как стратег, должен уметь управлять изменениями: не реагировать на происшедшие перемены, а самостоятельно их планировать. Это может быть изменение режима труда, дресс-кода, политики конфиденциальности компании и т. д. Не секрет, что подобные мероприятия часто проваливаются из-за саботажа сотрудников.
Грамотный эйчар-специалист способен провести разъяснительную работу, своевременно погасить конфликты и мотивировать персонал. Для того, чтобы команда воспринимала его рекомендации, необходимо уметь позиционировать себя как эксперта-профессионала и обладать безупречной репутацией. При этом соблюдение правил этики является обязательным. Многие руководители сегодня включают в список компетенций эйчар-менеджера знание технологии оценки и аттестации персонала, не желая поручать эту важную и конфиденциальную часть работы сторонним организациям. На основании аттестации менеджер по персоналу делает выводы о соответствии или несоответствии сотрудников занимаемым должностям, рекомендует повысить или, наоборот, понизить в должности, поощрить наиболее грамотных специалистов.
Возможно, некоторым сотрудникам необходимы тренинги. Эйчар-менеджер должен оперативно реагировать на потребность персонала в повышении квалификации. Проводить обучение можно с привлечением сторонних тренинговых компаний. Не менее эффективным является и внутреннее обучение, когда своими знаниями с коллегами делятся наиболее успешные и авторитетные специалисты организации. Как бизнес-партнер, эйчар-менеджер должен уметь оперировать экономическими показателями, представлять результаты своей работы в финансовом выражении. Например, сопоставлять текучесть персонала и прибыль организации, анализировать затраты на персонал, оценивать эффективность рабочего времени.
И, наконец, несколько любопытных цифр. Согласно исследованию «Что грамотный HR-специалист не делает никогда» проведенному на сайте лаборатории «Гуманитарные технологии», 32% опрошенных ответили: «не забывает сообщить соискателю о решении, даже если оно отрицательное». 27% респондентов согласились с высказыванием «не спрашивает, под каким знаком зодиака родился соискатель, и какое у него любимое число».