Делегирование является действием и следствием предоставления одному лицу или группе лиц полномочий, необходимых для временного управления или замещения на должности. Тот, кто представляет замещающегося, называется делегат: его должность и его ведомство именуются делегациями. Этот же термин используется для назначения команды или рабочей группы, представляющей сообщество или страну. Что касается административных прав, то делегирование является временным переводом одного органа на место другого с сохранением прежних компетенций.
Обычно делегируются следующие работы: вопросы, не имеющие большого значения для деятельности организации; рутинная работа; различные виды деятельности, требующие специальных знаний.
Рассмотрим два случая:
1. Менеджер принимает непосредственное участие в каждой из стадий каждого из этапов.
Особенности: огромные затраты времени на постановку задач, как следствие – отсутствие времени на другие проекты; затраченное время на контроль качества стадий работ; обилие устаревшей и неактуальной информации, снижающей общую эффективность работы.
Результат: возникновение проблем на параллельных объектах, накопление моральной и физической усталости от выполнения неспецифических задач.
2. Менеджер не принимает участия в процессе, делегируя часть своих полномочий руководителям средних звеньев.
Особенности: низкие затраты времени на ведение проекта; возможность ведения нескольких проектов одновременно; более высокий уровень управленческого менеджмента;
Результат: процесс практически полностью контролируется только руководителем проекта, задачи же исполняются его заместителем, — делегатом.
Оптимальная организация рабочего процесса представляет собой баланс между этими двумя примерами, причем в каждом отдельном случае этот баланс может быть смещен в ту или иную сторону.
Есть несколько приемов, позволяющих определить дальнейшую стратегию увеличения или уменьшения вовлеченности руководителя в процесс управления. При этом могут использоваться различные критерии оценки эффективности работы на каждом из этапов, которые нужно учитывать: сложность проекта, запланированная длительность текущего этапа работ, соответствие окончания предыдущих этапов запланированным срокам, общий эмоциональный фон взаимодействия участников, уровень компетенции делегата и др.