В отделе маркетинга центральная ячейка — это та, которая разрабатывает, выполняет и контролирует стратегию и маркетинговый план. В случае малых предприятий эти операции могут выполняться одним лицом. Для предприятий значительного размера маркетинговые операции выполняются множеством людей, которые сгруппированы в специализированный отдел или департамент, в котором затрагивается вопрос специализации персонала компонента.
Достижение специализации персонала может быть достигнуто путем принятия альтернативных или одновременно двух критериев, а именно специализации на продуктах и/или специализации на рынках. В сельскохозяйственных хозяйствах два критерия специализации могут также действовать одновременно или в качестве альтернативы.
Специализация продукта основана на создании руководителя продукта или руководителя бренда, и этот вид специализации является самым старым и наиболее используемым. Впервые специализация продукта появилась в 1931 году в американской компании Procter & Gamble, компании, специализирующейся на производстве потребительских товаров. Принятие этой альтернативы предполагает назначение количество продуктов, равное количеству продуктов, полученных соответствующим предприятием.
Директорам по продуктам поручено разработать маркетинговые стратегии и планы для каждого продукта, а также координировать их реализацию и контролировать задействованные операции. Каждый менеджер продукта нанимается специалистами-ассистентами по различным операциям.